Статья 61 ГК РФ закрепляет понятие ликвидация юридического лица, его правовые последствия, а также случаи добровольной и принудительной ликвидации юридических лиц.

Так, ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и может иметь добровольный либо принудительный характер.

Иными словами ликвидация юридического лица - это прекращение его деятельности как субъекта права, что влечет утрату и всех прав, вытекающих из факта существования юридического лица.

С точки зрения налогового права, субъектами налогового законодательства признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. (статья 19 Налогового Кодекса РФ)

Согласно статье 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налога и сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса

Таким образом, нахождение организации в процессе ликвидации изменяет правила исполнения ею налоговой обязанности. Обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

П. 2 ст. 61 ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, так называемая добровольная ликвидация.

При этом положения п. 4 ст. 61 ГК РФ закрепляют, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Данные правовые нормы предоставляют возможность налогоплательщику, участнику финансово-экономических отношений, введя процедуру добровольной ликвидации, установить наличие либо отсутствие задолженности перед бюджетом и третьими лицами.

С этой целью Гражданский кодекс в ст. 62 ГК РФ закрепляет обязательные этапы введения процедуры ликвидации, в число которых входит, обязательная подача заявления в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также обязательная публикация сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Дабы исключить злоупотребление правом со стороны недобросовестных лиц, участников гражданских правоотношений, законодатель закрепляет в ст. 63 ГК РФ обязанности ликвидационной комиссии в том числе, опубликовывать в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Данные меры направлены на выявление кредиторов и донесения до последних информации о необходимости в установленный срок предъявления соответствующих требований.

При этом, все в той же ст. 63 ГК РФ содержится обязанность ликвидатора (ликвидационной комиссии) в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Стоит отметить, что на практике юридическое лицо, ликвидатор (ликвидационная комиссия) не в состоянии завершить процедуру ликвидации без получения соответствующих сведений об отсутствии задолженности по обязательным платежам, даже после истечения срока предъявления требований кредиторов в связи с введением процедуры ликвидации.

Затруднения, а порой и вовсе невозможность получения данных сведений об отсутствии задолженности с государственных органов, в том числе налоговых, зачастую обуславливается загруженностью бюджетных учреждений или ненадлежащим исполнением своих обязанностей их сотрудниками.

Так в процессе добровольной ликвидации компании ООО «ТЭК АНТЕЙ» в Республике Дагестан специалисты Юридического агентства «СРВ» столкнулись с ненадлежащим исполнением обязанностей налогового органа Республики и его бездействием, связанным с непредставлением сведений об отсутствии задолженности перед бюджетом, что существенно затруднило завершение процедуры ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ ликвидируемого общества.

По результатам неоднократного обращения в налоговый орган Республики Дагестан ликвидационная комиссия Общества не смогла получить от государственного органа необходимые для завершения ликвидации сведения об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Между тем, более полный и тщательный анализ контрагентов ликвидируемого Общества позволил выявить наличие кредиторской задолженности, исполнение которой было невозможно ввиду отсутствия имущества.

Добросовестно исполняя обязанности ликвидатора ООО «ТЭК АНТЕЙ», последний, установив наличие признаков несостоятельности (банкротства) ликвидируемого должника, обратился в порядке ст. 63 ГК РФ в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника.

Согласно положению п. 1 ст. 225 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Иными словами в случае банкротства ликвидируемого должника применяется упрощенная процедура банкротства, предусмотренная главой XI ГК РФ.

Правильная правовая позиция специалистов Юридического агентства «СРВ» и ликвидационной комиссии ликвидируемого должника, позволила в кратчайшие сроки завершить процедуру ликвидации юридического лица, исключить из единого государственного реестра юридических лиц ООО «ТЭК АНТЕЙ» и по смыслу ст. 61 ГК РФ и ст. 44 НК РФ прекратить обязательства юридического лица, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Заместитель генерального директора
ООО «Юридическое агентство «СРВ»
Е.И. Грунис



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о завершении конкурсного производства

г. Махачкала
31 июля 2015 г.
Дело № А15-4211/2014



Резолютивная часть определения объявлена 30 июля 2015 г.
Определение в полном объеме изготовлено 31 июля 2015 г.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аквердиевой М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению ликвидатора ООО «ТЭК АНТЕЙ» (РД, г. Махачкала, ОГРН 1082635011711, ИНН 2634081853) о признании ликвидируемого должника банкротом, при участии ликвидатора Грунис Е.И.; конкурсный управляющий, другие участники арбитражного процесса - не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

ликвидатор общества с ограниченной ответственностью «ТЭК АНТЕЙ» (далее - общество, ООО «ТЭК АНТЕЙ») обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании ликвидируемого должника ООО «ТЭК АНТЕЙ» банкротом в связи с невозможностью исполнения обязательств перед кредиторами.

Решением суда от 12.02.2015 г. общество признано банкротом как ликвидируемый должник, назначен конкурсный управляющий Руднев А.П., открыто конкурсное производство сроком до 30.04.2015, срок котоорого продлен определением суда от 30.04.2015 г. на 3 месяца.

От конкурсного управляющего поступило ходатайство о завершении процедуры конкурсного производства в отношении должника, мотивированное принятием собранием кредиторов должника 30.06.2015 г. соответствующего решения, и представлен отчет о результатах проведения конкурсного производства, реестр требований кредиторов, протокол собрания кредиторов должника от 30.06.2015 г. и иные документы о ходе конкурсного производства.

Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего и о завершении конкурсного производства по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со статьей 147 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету конкурсного управляющего прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим Рудневым А.П. проведены все мероприятия, предусмотренные Законом о банкротстве, сделаны запросы в регистрирующие органы, проведена работа по выявлению имущества должника, опубликованы сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсное производство, утверждении конкурсным управляющим Руднева А.П. в периодическом издании - в газете «Коммерсантъ» № 26 от 14.02.2015, составлен реестр требований кредиторов, который состоит из требований ООО «Логистический центр «Груз-Транзит» (100 % от общего числа голосов), включенные в третью очередь. В данном реестре кредиторы первой, второй очереди отсутствуют.

Из отчета конкурсного управляющего видно, что в результате принятых конкурсным управляющим мер в ходе конкурсного производства имущество должника не выявлено. Перспективы поступления денежных средств, за счет которых возможно проведение расчетов с кредитором, не имеется. Из имеющейся у конкурсного управляющего документации и информации видно, что какое-либо ликвидное имущество у должника отсутствует.

Таким образом, установленные требования кредиторов не могут быть удовлетворены по причине отсутствия имущества должника.

Представленные суду документы подтверждают выполнение конкурсным управляющим мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве, и невозможность дальнейшего пополнения конкурсной массы.

Возражений относительно завершения процедуры конкурсного производства материалы дела не содержат, информации о наличии незавершенных мероприятий конкурсного производства не имеется.

Мероприятия по отысканию имущества должника и формированию конкурсной массы завершены, иные источники для погашения кредиторской задолженности должника отсутствуют, в связи с чем суд приходит к выводу, что дальнейшее проведение конкурсного производства повлечет увеличение расходов по делу о банкротстве и не приведет к удовлетворению требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

При таких обстоятельствах отчет конкурсного управляющего подлежит утверждению, а конкурсное производство - завершению.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения записи о ликвидации должника.

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Закона о банкротстве с даты внесения записи о ликвидации должника конкурсное производство считается завершенным.

В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо- прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 184 - 188 и 223 АПК РФ, статьями 147, 149 Закона о банкротстве, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

удовлетворить ходатайство конкурсного управляющего о завершении конкурсного производства.

Завершить конкурсное производство в отношении ООО «ТЭК АНТЕЙ» (РД, г. Махачкала, ОГРН 1082635011711, ИНН 2634081853).

Копию определения суда о завершении конкурсного производства по истечении тридцати дней, но не позднее шестидесяти дней с даты его вынесения, направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ООО «ТЭК АНТЕЙ».

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления определения суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

С даты внесения записи о ликвидации ООО «ТЭК АНТЕЙ» в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Определение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) через Арбитражный суд Республики Дагестан в порядке и сроки, предусмотренные частью 3 статьи 223 АПК РФ.

Судья Т.А. Магомедов