Как известно, Ставропольский край является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции. Большие объемы производства зерна, подсолнечника и иных сельскохозяйственных культур обусловлены наличием значительного объема плодородных земель и благоприятными климатическими условиями.

Однако соседние регионы, такие как Республика Калмыкия значительно отстают от производства сельскохозяйственной продукции. Нередко это связано с отсутствием в регионе сельскохозяйственных производителей, способных осуществить полный цикл производства по современным технологиям.

В подобных случаях, для поддержания развития сельского хозяйства отстающих регионов и обменом опыта работы, между сельскохозяйственными предприятиями заключаются договоры совместной деятельности по выращиванию сельскохозяйственной продукции.

В рамках аналогичного сотрудничества осуществлялась деятельность СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» и ООО «Югинвест» с сельскохозяйственными предприятиями Республики Калмыкия.

В 2012 году сельхозпроизводителям, осуществлявшим деятельность на территории Республики Калмыкия, был нанесен крупный ущерб, вызванный продолжительной засухой.

Так СПК "Путь Ленина" был нанесен ущерб в виде гибели посевов озимой пшеницы на площади 5 330 га, в результате чего СПК "Путь Ленина", на основании акта ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 12.09.2012 г. №001/1 «О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций «Засуха» в Республике Калмыкия», признан пострадавшим от гибели сельскохозяйственных культур – пшеница озимая.

Согласно акту №001/1 от 12 сентября 2012 года и приложения к нему, СПК "Путь Ленина" понес затраты в общей сумме 21 837,76 тыс. руб., из них возмещены за счет собственных средств предприятия 2366,52 руб. и 19 471 24 тыс. руб. - невозмещенных затрат.

По итогам экспертной оценки ущерба ФГБУ "Россельхозцентр" подготовило реестр результатов экспертизы оценки ущерба, в который СПК "Путь Ленина" был включен с размером ущерба, подлежащего возмещению 19 471 24 тыс. руб.

Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г. ) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. В частности, Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 рублей.

С целью получения дотаций, выделенных федеральным бюджетом лицам, пострадавшим от засухи 2012 г. в Республике Калмыкия, в установленном законом порядке, СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» обратился с соответствующим заявлением в ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия.

Однако, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия по результатам экспертизы документов на получение субсидии не включило СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии на основании того, что СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» не состоит на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.

Понеся значительный ущерб, и столкнувшись с отказом Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия осуществить реализацию федерального законодательства по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций- засухи, СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина», с целью оспаривания вышеуказанных действий, обратился в ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

Правовая позиция, сформированная юристами Юридического агентства «СРВ» в Арбитражном суде Республики Калмыкия не была принята во внимание при вынесении судебного акта.

Между тем, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа разделил правовую позицию представителей СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина», ООО «Югинвест» - специалистов ОАО «Юридического агентства «СРВ» и выводы о неправомерности положений «Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации «Засуха» в 2012 году», связанных с ограничением круга лиц имеющих право на получение дотаций по территориальному признаку места регистрации налогоплательщика, без учета места осуществления деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, посчитав их существенными и заслуживающими внимания.

Так, разделяя правовую позицию ОАО «ЮА «СРВ», суд кассационной инстанции указал, что постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 года № 514 утвержден Порядок предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации «Засуха» в 2012 году (Далее - Порядок).

Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), состоящим на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, Правительство Республики Калмыкия не указало нормативный акт, содержащий ограничения, связанные с местом регистрации, для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий.

Более того, Правительство Республики Калмыкия не обосновало свое право устанавливать порядок предоставления субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей в зависимости от места регистрации в том случае, если они выплачиваются за счет федерального бюджета.

Кроме того, обоснованная правовая позиция содержится в доводе о том, что сведения о причинении ущерба засухой СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» и ООО «Югинвест» включены в акт от 12.09.2012 г. № 001/1 и содержатся в предоставленной Федеральному правительству информации о пострадавших сельскохозяйственных товаропроизводителях для получения денежных средств.

Таким образом, денежные средства от Российской Федерации получены Республикой Калмыкия с учетом размера ущерба СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» и ООО «Югинвест», которые подлежат распределению между пострадавшими от чрезвычайной ситуации сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Итогом работы специалистов ОАО «Юридического агентства «СРВ» стало удовлетворение кассационной жалобы СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» и отмена Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.09.2013 г. по делу № А22-1081/2013, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Заместитель генерального директора
ООО «Юридическое агентство «СРВ»
Е.И. Грунис



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар
18 декабря 2013 года
Дело № А22-1081/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителей: сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» (ИНН 2602000851, ОГРН 1022602622360) - Щербакова С.В. (доверенность от 23.09.2013 г.), общества с ограниченной ответственностью «Югинвест» - после перерыва Савичева Р.В. (доверенность от 10.12.2013 г.), от заинтересованного лица - Правительства Республики Калмыкия - до перерыва Дундуевой Ц.С. (доверенность от 02.12.2013 г.), после перерыва Анджиева Б.Б. (доверенность от 23.05.2013 г.), от третьего лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия - до перерыва Немгирова Д.В. (доверенность от 03.12.2013 г.) и Шурганова Ю.В. (доверенность от 09.01.2013 г.), после перерыва Дундуевой Ц.С. (доверенность от 25.12.2012 г.), рассмотрев кассационные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» и общества с ограниченной ответственностью «Югинвест» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.09.2013 г. (судьи Шевченко В.И., Челянов Д.В., Конторова Д.Г.) по делу № А22-1081/2013, установил следующее.

СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» (далее - колхоз) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных производителей, пострадавших в результате засухи 2012 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия (далее - правительство) от 21.12.2012 г. (далее - Порядок) (дело № А22-1081/2013).

ООО «Югинввест» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка (дело № А22-711/2013).

На основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела № А22-1081/2013 и А22-711/2013 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А22-1081/2013.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство).

Решением суда от 23.09.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый пункт порядка соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, принят в пределах полномочий правительства.

В кассационных жалобах, дополнении общество и колхоз просят отменить решение суда от 23.09.2013 г., направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия. По мнению подателей жалоб, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Оспариваемое положение нормативного правового акта ограничивает свободу экономической деятельности заявителей, поскольку ставит их в заведомо невыгодное положение с организациями, зарегистрированными на территории Республики Калмыкия.

В отзывах на кассационные жалобы правительство и министерство просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании 05.12.2013 г. объявлен перерыв до 11.12.2013 г. в 15 часов 15 минут, после перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представители колхоза и общества поддержали доводы жалоб, представители правительства и министерства поддержали доводы отзывов.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г.) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.

Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 рублей.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 г. № 514 утвержден Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.

Колхоз осуществлял в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности от 10.09.2010 г. № 6/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 г. № 6/10, заключенных с К(Ф)Х «Бяцахн», а также договора о совместной деятельности от 10.09.2010 г. № 7/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 г. №7/10, заключенных с К(Ф)Х «Урожайный».

Общество осуществляло в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ «Захн Арыл»; договора о совместной деятельности от 10.09.2010, заключенного с КФХ «Байн»; договора подряда от 03.02.2009 г. на выполнение работ, заключенного с КФХ «Манжиков», договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 05.03.2010, заключенного с МУП Маныческое сельское муниципальное образование РК «Джунгария»; договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ «ИСН»; договора подряда от 03.02.2009 г. на выполнение работ, заключённого с КФХ «Норма»; договора подряда от 03.02.2009 г. на выполнение работ, заключенного с КФХ «ОТХН».

Колхоз и общество на основании акта от 12.09.2012 г. № 001/1 «О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций «Засуха» в Республике Калмыкия» признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур - пшеница озимая.

Министерство письмами от 14.01.2013 г. и от 21.01.2013 г. отказало заявителям во включении в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение субсидий, указав на их несоответствие требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 3 Порядка, поскольку колхоз и общество состоят на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), состоящим на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.

Не согласившись с указанным абзацем Порядка, общество и колхоз обратились в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие- либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Кодекса).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не учел следующее.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ).

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -

производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства

Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство не указало нормативный акт, содержащий ограничения, связанные с местом регистрации, для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий. Правительство не обосновало свое право устанавливать порядок предоставления субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей в зависимости от места регистрации в том случае, если они выплачиваются за счет федерального бюджета.

Суд не оценил довод колхоза и общества о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта ограничивает свободу экономической деятельности заявителей, поскольку ставит их в заведомо невыгодное положение с организациями, зарегистрированными на территории Республики Калмыкия. Доказательства того, что заявители получили субсидии по месту их регистрации, в материалах дела отсутствуют.

Также суд не исследовал довод заявителей о том, что сведения в отношении колхоза и общества включены в акт от 12.09.2012 г. № 001/1, и информация о пострадавших сельскохозяйственных товаропроизводителях, в том числе заявителях, использована правительством при направлении сведений для получения денежных средств, денежные средства от Российской Федерации получены с учетом оценки ущерба заявителей.

Кроме того, стороны представили направленные судом по почте и заверенные секретарем судебного заседания копии обжалуемого судебного акта, которые частично не соответствуют подлиннику судебного акта. Вместе с тем, стороны не спорят, что обжалуемое решение суда вынесено указанным в подлиннике обжалуемого судебного акта составом судей, что также следует из аудиозаписи судебного заседания.

В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции или постановлении суда апелляционной инстанции. Поскольку судебный акт принят при неправильном применении норм материального и процессуального права, по неполно исследованным обстоятельствам дела и недостаточно обоснован, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, правильно применить нормы материального и процессуального права, установить все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовать, в совокупности оценить все представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, результаты исследования и оценки отразить в судебном акте с учетом требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.09.2013 г. по делу № А22-1081/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Судьи
Е.В. Андреева
А.В. Гиданкина
М.Г. Калашникова