Верховный Суд РФ оставил в силе решение суда первой инстанции в деле о праве на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы (№ А40-64076/2019). Компания ООО «Мечта» потребовала от Департамента городского имущества города Москвы признать за ней право на эту льготу. Однако неоднократные обращения к столичным чиновникам остались без ответа. Тогда истцом в адрес ответчика была направлена претензия, которая также осталась без удовлетворения. Компания обратилась с иском в арбитражный суд, признавший за обществом Мечта» право на имущественную поддержку. Но с данным решением не согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. В удовлетворении исковых требований ООО «Мечта» было отказано. Дело рассмотрела Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Между «Издательским домом «Триест» и Департаментом городского имущества города Москвы в 2005 году был заключён договор аренды нежилого помещения на Шереметьевской улице. Год спустя, права и обязанности по договору перешли в полном объёме к ООО «Мечта», которое с 2010 года официально является субъектом малого и среднего предпринимательства, что отражено в соответствующем реестре.

Впоследствии целевое использование объекта недвижимости в договоре было изменено с «офиса» на «предприятие шаговой доступности «Продукты» и «медицинский центр «Стоматология» и бытовые услуги». При этом под стоматологическую клинику была отведена часть помещения площадью 101,8 квадратных метра, а под продуктовый магазин, ателье и бытовые услуги – 103,4 квадратных метра.

Срок действия договора аренды был продлён до 2025 года, а ставка ежегодной арендной платы была установлена по результатам оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 10667 рублей за квадратный метр.

С 2015 года ставка арендной платы в отношении части помещения площадью 101,8 квадратных метра была установлена на льготных условиях в размере 3,5 тысячи рублей за квадратный метр в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. № 809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы». Однако в отношении помещения площадью 103,4 квадратных метра арендная плата по-прежнему начислялась, исходя из рыночной ставки.

Компания-арендатор обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о сохранении минимальной ставки арендной платы. В ответ чиновники направили письмо, в котором известили, что вопрос о предоставлении имущественной поддержки включён в повестку заседания соответствующей Межведомственной комиссии.

Поскольку данный вопрос так и не был рассмотрен, ООО «Мечта» спустя полгода напомнило о себе, обратившись в Межведомственную комиссию с заявлением. Не получив ответа, компания обращалась к столичным чиновникам ещё трижды – весной, летом и зимой 2016 года. Наконец, из Департамента городского имущества пришёл ответ, что вопрос вновь выносится на заседание Межведомственной комиссии, однако никаких реальных действии по предоставлению компании имущественной поддержки так и не происходило.

Между тем, ООО «Мечта» обосновывало свои требования тем, что арендует у Департамента по договору аренды, заключенному без проведения торгов, нежилое помещение, не превышающее 300 квадратных метров, и является субъектом малого предпринимательства. По мнению заявителя, ставка арендной платы на часть помещения площадью 103,4 квадратного метра в этом случае должна составлять 3,5 тысячи рублей за 2016 год и 4,5 тысячи рублей за период 2017-2019 годов. Компания ссылалась на соответствующие нормативные акты Правительства Москвы. (В данном случае это постановление Правительства Москвы № 800-ПП в редакции от 20.10.2016 г. и постановление Правительства Москвы № 800-ПП в ред. от 02.12.2016 г. , от 15.12.2017 г. , от 18.12.2018 г. ).

Поскольку и эти доводы не убедили чиновников Департамента, юристы ООО «Мечта» направили претензию, которая была оставлена без удовлетворения, в связи, с чем общество обратилось с иском в Арбитражный суд города Москвы.

Суд указал, что в рамках выделенной группы субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления льготной ставки арендной платы. При этом постановление Правительства Москвы № 809-ПП не содержит обязанности предпринимателей обращаться в Межведомственную комиссию и предоставлять заключения о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки. Последняя должна автоматически предоставляться арендодателем (в нашем случае, собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне Москвы).

Также Арбитражный суд города Москвы сослался на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», где указано, что если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение происходит автоматически и не требует изменения договора.

Кроме того, суд отметил, что подписание дополнительного соглашения с установлением рыночной ставкой арендной платы не является препятствием для установления льготной ставки арендной платы. При этом ООО «Мечта» на момент заключения дополнительного соглашения соответствовало всем критериям организаций, которым оказывается имущественная поддержка в виде применения льготной ставки, а срок действия решения о возможности применения льготной ставки на момент заключения дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды не истёк.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что признание за ООО «Мечта» права на применение льготной арендной ставки не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом городского имущество города Москвы в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта. Кроме того, суд согласился с тем, что истец соответствует всем критериям, установленным Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800- ПП.

***

За ООО «Мечта» было признано право на применение льготной ставки арендной платы за спорную часть нежилого помещения, а Департаменту городского имущества города Москвы было предписано произвести перерасчёт.

Однако решение первой инстанции было успешно обжаловано в Девятом арбитражном апелляционном суде Департаментом городского имущества и Правительством Москвы.

При этом, апелляционный суд пришёл к противоположным выводам, нежели суд первой инстанции. ООО «Мечта», реализовав свое право на перезаключение договора аренды помещения на новый срок без проведения торгов по правилам части 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ и подписав дополнительное соглашение к спорному договору аренды, выразило согласие на установление ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда и должно исполнять данное условие договора, которое оно подписало без возражений.

Как было указано, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 г. № 424-ПП, решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. В свою очередь, редакция от 24.02.2015 г. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. № 800-ПП обязывала субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 квадратных метров, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, обращаться в Межведомственную комиссию с целью установления льготной ставки арендной платы.

Таким образом, льгота при уплате арендных платежей предоставляется арендатору не автоматически, а только по результатам обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, являясь преференцией, представление которой носит исключительно заявительный характер.

И хотя постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 г. № 800-ПП претерпело изменения в 2016 году, заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки остался в силе. За лицом, арендующим объект нежилого фонда, при наличии подписанного городом Москвой и арендатором договора аренды с установлением ставки арендной платы на основании заключения независимого оценщика (как в спорном случае), на законодательном уровне с 01.01.2017 г. сохранена обязанность по обращению арендатора в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в целях получения преференции в виде льготы по уплате арендных платежей.

Таким образом, Девятый арбитражный апелляционный суд сделал вывод, что у Департамента отсутствовали правовые основания для установления имущественной поддержки арендатора в виде предоставления льготной ставки арендной платы в отсутствия положительного решения Межведомственной комиссии, независимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к нему.

В итоге, решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2019 года по делу № А40-64076/19 было отменено, а в удовлетворении исковых требований ООО «Мечта» было отказано в полном объёме.

Эту же позицию поддержал суд кассационной инстанции.

***

Однако, мнение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации было иным.

Суд высшей инстанции напомнил, что пунктом 1 постановления № 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. № 812-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» с 01.01.2017 г. установлена ставка арендной платы в размере 4,5 тысячи рублей для следующих ряда категорий арендаторов, к которым, среди прочих, относятся субъекты малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 квадратных метров, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления).

При этом судебная коллегия указала, что постановлением № 812-ПП из пункта 1.1 постановления № 800-ППисключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.

Наряду с этим, постановление № 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3,5 тысячи рублей в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.

Высшая инстанция обратила особое внимание, что буквальное содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления № 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017 г., не предусматривает для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 квадратных метров необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде ставки арендной платы в размере 4,5 тысячи рублей. Такая необходимость предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3,5 тысячи рублей.

Верховный Суд отдельно подчеркнул, что с буквальным содержанием пункта 1 постановления № 800-ПП не согласуется довод столичных чиновников о том, что льготная ставка в данном случае применению не подлежит, поскольку ООО «Мечта» заключило дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, где сторонами согласовано условие о рыночной ставке арендной платы.

Кроме того, такой подход не соответствует установленным федеральным законодательством принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства и обеспечения для них равных прав и возможностей. (Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Также это противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание преимуществ и ограничений кому-либо внутри одной группы предпринимателей. В данном случае это арендаторы небольших помещений.

Таким образом, решила судебная коллегия, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 17.06.2015 г. о продлении срока аренды не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления № 800-ПП, в том числе пункта 1.1.

Что касается Закона № 135-ФЗ, на который ссылались нижестоящие суды, то в части 9 статьи 17.1 сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом № 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.

Как и Арбитражный суд города Москвы, судебная коллегия так же сослалась на пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».

Напомним, оно гласит, что если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения к нему размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, – заключил суд высшей инстанции.

При этом доказательств, подтверждающих, что ООО «Мечта» в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки, Департамент городского имущества города Москвы не представил.

Судебная коллегия посчитала важным отметить, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период и поведения арендодателя в лице уполномоченных органов не соответствовало разумным ожиданиям арендатора – субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.

Правовыми основаниями для таких ожиданий могут считаться уже упомянутые положения законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства; толкование содержания в совокупности норм постановления № 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016 г., и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного постановлением № 424-ПП, а также буквальное содержание постановления № 800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017 г. Кроме того, в пользу добросовестного арендатора говорят разъяснения, содержащиеся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».

Таким образом, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ определила, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам. ООО «Мечта» действительно имеет право на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы. Поэтому Департаменту городского имущества города Москвы надлежит произвести перерасчет арендной платы за периоды, указанные обществом в исковом заявлении.

Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-64076/2019 были отменены. Решение Арбитражного суда города Москвы о праве ООО «Мечта» на предоставление льготной арендной ставки осталось в силе.

Юрисконсульт
ООО «Юридическое агентство «СРВ»
К.В. Борисов



Верховный Суд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 305-ЭС20-7942
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва
16 ноября 2020 г.



Резолютивная часть определения объявлена 10.11.2020 г.

Полный текст определения изготовлен 16.11.2020 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Поповой Г.Г., судей Грачевой И.Л., Чучуновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А40-64076/2019 по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Мечта» (город Москва) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 г. и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 г., при участии представителей общества с ограниченной ответственностью «Мечта» Беспалова С.А. (доверенность от 28.01.2020 г., удостоверение адвоката от 02.10.2019 г. № 11136), Талызиной Н.В. (доверенность 28.01.2020 г.) , Семеновой А.В. (доверенность от 28.01.2020 г.) , представителя Департамента городского имущества города Москвы Моисеева А.И. (доверенность от 28.11.2019 г. № 33-Д-996/19),

УСТАНОВИЛА:

общество с ограниченной ответственностью «Мечта» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании за истцом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на период с 17.06.2015 г. по 31.12.2016 г. льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год в отношении площади 103,4 кв. м нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Шереметьевская, д.37, корп. 2, переданного Обществу в аренду по договору от 29.04.2005 № 03-00356; о признании за истцом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год в отношении площади 103,4 кв. м нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Шереметьевская, д.37, корп. 2, переданного Обществу в аренду по договору от 29.04.2005 № 03-00356; о возложении на Департамент обязанности произвести соответствующий перерасчет арендной платы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2019 г. исковые требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 г., решение от 02.08.2019 г. отменено, в удовлетворении иска отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке постановления апелляционного и окружного судов.

Определением от 05.10.2020 г. судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г. жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, просил судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. На вопрос суда представитель пояснил, что в предшествующие заявленному периоды арендная плата за нежилое помещение площадью 103,4 кв. м уплачивалась Обществом с применением льготной ставки в размере 3500 руб. за кв. м в год.

Представитель Департамента в судебном заседании, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г., выслушав объяснения представителей истца и ответчика, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Триест» (арендатор) 29.04.2005 заключили договор аренды нежилого помещения площадью 205,20 кв. м, расположенного по адресу: Москва, ул. Шереметьевская, д. 37, корп.2, для использования под офис на срок до 29.04.2010.

Договор зарегистрирован в установленном порядке.

В пункте 6.1 договора указано, что размер арендной платы определяется расчетом, который является неотъемлемой частью договора. Согласно приложенному к договору расчету арендная плата определена по формуле, учитывающей рыночную стоимость 1 кв.м помещения, перемноженную на значения различных коэффициентов (доходности, корректирующий и других).

В соответствии с пунктом 6.6 договора в случае принятия Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы данная ставка считается измененной в одностороннем порядке; Департамент уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы.

Соглашением от 28.04.2006 о передаче прав и обязанностей по договору от 29.04.2005 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, права и обязанности по указанному договору перешли в полном объеме к Обществу.

Дополнительным соглашением от 17.08.2006 к договору были внесены изменения в раздел 1 в части целевого использования объекта недвижимости, а именно цель использования помещения была изменена с «офиса» на «предприятие шаговой доступности «Продукты» и «медицинский центр - «Стоматология».

Дополнительным соглашением от 03.09.2007 к договору были внесены изменения в раздел 1 в части целевого использования объекта недвижимости, а именно цель использования помещения была изменена с «офиса» на «предприятие шаговой доступности «Продукты» и «медицинский центр - «Стоматология» и бытовые услуги.

Дополнительным соглашением от 14.04.2010 срок договора аренды продлен до 30.06.2015.

Как сообщил представитель истца в судебном заседании, до июня 2015 года Обществу на основании пункта 1.1 постановления Правительства Москвы № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» (далее - постановление № 800-ПП) предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3 500 руб. за 1 кв. м на оба помещения как субъекту малого предпринимательства, арендующему находящийся в имущественной казне города Москвы объект нежилого фонда площадью менее 300 кв. м.

Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-Ф3) 17.06.2015 г. заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 29.04.2005, которым продлили срок его действия до 16.06.2025, изменили несколько условий и дополнили договор новыми пунктами.

В пункте 2 дополнительного соглашения с 17.06.2015 г. установлена ставка арендной платы за 1 кв.м в год, равная 10 667 руб. без учета налога на добавленную стоимость, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды.

В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло (пункт 3 дополнительного соглашения).

Общество с 2010 года является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 13.03.2019.

Истец 07.08.2015 г. обратился в Департамент с заявлением о сохранении минимальной ставки арендной платы в размере 3500,00 руб. за 1 кв. м в год с 17.06.2015.

Департамент письмом от 24.08.2015 г. известил Общество о включении вопроса о предоставлении имущественной поддержки на 2015 год в повестку заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Межведомственная комиссия).

21.01.2016 г. Общество обратилось с заявлением в Межведомственную комиссию с просьбой о рассмотрении вопроса о предоставлении на 2016 год имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы.

Не получив ответа на обращение, 29.03.2016 г. Общество обратилось в Департамент с просьбой о предоставления информации по вопросу установления минимальной ставки арендной платы по договору аренды от 29.04.2005 № 03-000356/05 на 2015, 2016 годы.

Общество 07.07.2016 г. обратилось в Департамент с просьбой установить льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб.

Уведомлением от 10.10.2016 г. о ставке арендной платы на 2016 год Департамент известил Общество о размере ставок арендной платы: в отношении части помещения, используемого под медицинский центр, площадью 101,8 кв. м размер ставки арендной платы составляет 3500 руб. за 1 кв. м в год, в отношении части помещения, используемого под предприятие шаговой доступности - магазин «продукты», площадью 103,4 кв. м - 11 733,70 руб. за 1 кв. м в год.

Письмом от 03.11.2016 г. Департамент в ответ на обращение истца от 10.10.2016 г. сообщил следующее.

Согласно акту осмотра от 29.07.2016 г. площадь, используемая под стоматологическую клинику, составляет 101,8 кв. м, площадь, используемая под продуктовый магазин, ателье и бытовые услуги - 103,4 кв. м.

Ставка арендной платы в отношении части помещения, площадью 101,8 кв. м устанавливается на льготных условиях в размере 3500 руб. за кв. м в год в соответствии с пунктом 19 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 г. № 809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы» (далее - постановление № 809-ПП).

В отношении помещения площадью 103,4 кв. м арендная плата по настоящее время начисляется исходя из рыночной ставки арендной платы.

Общество 06.12.2016 г. обратилось с заявлением в Межведомственную комиссию с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы по договору аренды от 29.04.2005 № 03-000356/05.

Департамент письмом от 30.12.2016 г. известил Общество о направлении запроса в соответствующий отраслевой орган и о включении вопроса о предоставлении имущественной поддержки на 2017 год в повестку заседания Межведомственной комиссии. Однако дальнейшей информации о рассмотрении заявления не было предоставлено.

В заявлении от 27.12.2018 г., поданном в Межведомственную комиссию, Общество просило рассмотреть вопрос предоставления имущественной поддержки на 2019 год.

Истец 11.02.2019 г. обратился в Департамент с просьбой признать за ним право на имущественную поддержку, произвести перерасчет с учетом льготной ставки и возвратить полученные Департаментом при переплате денежные средства за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2017 г. на общую сумму 1 720 655 руб. 52 коп. и с 01.01.2018 г. по 28.02.2019 г. - 1 025 294 руб. 28 коп., исходя из ставки арендной платы с 2016 года в размере 3500 руб. за 1 кв.м в год, с 01.01.2017 г. - 4500 руб. за 1 кв. м в год.

Письмом от 11.03.2019 г. Департамент сообщил Обществу, что с 17.06 2015 установлена ставка арендной платы 3500 руб. за кв.м в год на помещение площадью 101,8 кв. м, 10667 руб. за кв.м в год на помещение площадью 103,4 кв.м; с 01.01 2016 на помещение площадью 101,8 кв.м установлена ставка арендной платы 3500 руб. за 1 кв.м, на помещение площадью 103,4 кв.м - 11 733,70 руб. за 1 кв.м в год; с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г. на помещение площадью 101, 8 кв.м - 3500 руб. за 1 кв.м в год, на помещение площадью 103,4 кв.м - 12 907, 07 руб. за 1 кв.м в год. Согласно постановлению № 809-ПП на 2018 год ставка арендной платы сохранена на уровне 2017 года. С 01.01.2019 г. ставка арендной платы установлена: на помещение площадью 101, 8 кв.м - 3500 руб. за 1 кв. м в год, на помещение площадью 103, 4 кв.м - 13 552, 42 руб. за 1 кв. м в год.

Общество, указывая на то, что как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на ставку арендной платы на часть помещения площадью 103,4 кв. м в период с 17.06.2015 г. до 31.12.2016 г. в размере 3500 руб. за кв. м в год (согласно постановлению № 800-ПП в редакции от 20.10.2016 г.) и 4500 руб. за кв. м в год за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. (согласно постановлению № 800-ПП в редакциях от 02.12.2016 г., от 15.12.2017 г., от 18.12.2018 г.) , обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь пунктами 1, 1.1, 5 постановления № 800-ПП, разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 г. № 13 (далее - постановление Пленума № 73), пришел к выводу об обоснованности требований Общества, признал за ним право на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 17.06.2015 г. по 31.12.2016 г. на часть помещения площадью 103,4 кв. м и в размере 4500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. на часть помещения площадью 103,4 кв.м. Суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 5 постановления № 800-ПП субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда находящиеся в собственности г. Москвы, по договорам аренды без проведения торгов, площадью до 300 кв. м (пункт 1.1) предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г. и в размере 4500 руб. за кв. м в год с 01.01.2017 г. по 31.12.2019.

В рамках выделенной группы субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год в 2014-2016 гг. и в размере 4500 руб. за кв. м в год в 2017-2019 гг.

При этом подпункт 1.1 пункта 1 постановления № 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию. Поскольку действующая редакция указанного постановлении не содержит требований о представлении в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также о принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически.

В силу условий договора аренды и дополнительного соглашения к нему величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.

Таким образом, у Общества как субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, имеется право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 17.06.2015 г. по 31.12.2016 г. и с 01.01.2017 г. по 31.12.2019.

Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, отменил решение от 02.08.2019 г. и отказал Обществу в иске.

Апелляционный суд сделал следующие выводы: Общество, реализовав свое право на перезаключение договора аренды помещения на новый срок без проведения торгов по правилам части 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ и подписав дополнительное соглашение к спорному договору аренды, выразило согласие на установление ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда и должно исполнять данное условие договора, которое оно подписало без возражений; редакция от 24.02.2015 г. постановления № 800-ПП обязывала субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, обращаться в Межведомственную комиссию с целью установления льготной ставки арендной платы; решения Межведомственной комиссией в отношении Общества принимались, последним не оспаривались.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Между тем суды не учли следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 5 указанной статьи в целях развития малого и среднего предпринимательства органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально¬экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).

Как следует из части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Одним из таких нормативных правовых актов является Закон города Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (далее - Закон города Москвы № 60), который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве, и определяет формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.

В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом № 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.

Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона № 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы № 60).

В целях реализации данных положений Закона № 209-ФЗ и Закона № 60-ФЗ Правительство Москвы в декабре 2012 года приняло постановление № 800-ПП, в котором определило условия предоставления имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 г. ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв. м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.

На основании постановления № 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.

В последующем редакция постановления № 800-ПП была изменена 16 раз. Правительством Москвы добавлены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. При этом до внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 г. № 678-ПП в постановление № 800-ПП на субъектов, указанных в пункте 1.1 постановления № 800-ПП, не распространялось положение пункта 2.1 постановления № 800-ПП, предусматривавшего такое условие установления льготной ставки арендной платы, как наличие заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы и решения Межведомственной комиссии.

В редакциях постановления № 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 г. по декабрь 2016 года, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы. Такое обращение арендатор может также направить непосредственно в Департамент (пункт 5.1 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 г. № 424-ПП (далее - постановление № 424-ПП)).

Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Положения о Межведомственной комиссии данная комиссия принимает решение о предоставлении арендаторам

- субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за 1 кв. м объекта нежилого фонда при соблюдении следующих условий: субъект малого

предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства; субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления № 800-ПП, и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами; объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты; арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду; представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.

При этом сведениями, касающимися использования объекта аренды по целевому назначению, наличия задолженности по арендной плате, сдачи помещения в субаренду с согласия арендодателя, обладает Департамент как арендодатель.

Системное толкование приведенных норм постановления № 800-ПП (в редакции, действовавшей с 20.10.2015 г. по 31.12.2016 г.) и пунктов 2.1.1, 2.1.2, а также пунктов 5.1 - 5.2 раздела V (устанавливающих перечень документов, необходимых для представления в Межведомственную комиссию) Положения о Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о том, что обращение в данную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления № 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов.

Норма пункта 1.1 постановления № 800-ПП содержит два условия: сведения о субъекте малого предпринимательства включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе и площадь арендуемого им помещения меньше 300 кв. м.

Непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным постановлением № 800-ПП, не лишает такого арендатора, соответствующего приведенным критериям (использование объекта по целевому назначению, отсутствие задолженности по арендной плате, сдача в субаренду помещения с согласия арендодателя), возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.

В постановлении № 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.

Пунктом 1 постановления № 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. № 812-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» (далее - постановление № 812-ПП) с 01.01.2017 г. установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год:

- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);

- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);

- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты

нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами

продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).

Постановлением № 812-ПП из пункта 1.1 постановления № 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.

Постановление № 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.

В соответствии с пунктом 2.1 постановления № 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.

Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления № 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017 г., для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за 1 кв. м.

Довод Департамента и Правительства Москвы о том, что льготная ставка в данном случае применению не подлежит, поскольку Обществом заключено дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, где сторонами согласовано условие о рыночной ставке арендной платы, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 постановления № 800-ПП, а также не соответствует установленным Законом № 209-ФЗ и Законом города Москвы № 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.

Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 17.06.2015 г. о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления № 800-ПП, в том числе пункта 1.1.

В части 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом № 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума № 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Поскольку по условиям договора аренды от 29.04.2005 и дополнительного соглашения от 17.06.2015 г. размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 постановления № 800-ПП.

В случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении № 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 17.06.2015 г., определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.

Доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки (утратило статус субъекта малого предпринимательства, превысило лимит площади арендуемого объекта, нарушало условия договора аренды, использовало помещение не по назначению), Департамент не представил.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм постановления № 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016 г., и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного постановлением № 424-ПП, а также буквального содержания постановления № 800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017 г., разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.

С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что Общество, как субъект малого предпринимательства, добросовестный арендатор объекта нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящегося в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 постановления № 800-ПП, в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год в период 17.06.2015 г. по 31.12.2016 г., а с 01.01.2017 г. в размере 4500 руб., поэтому Департаменту надлежит произвести перерасчет арендной платы за указанные периоды.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что у апелляционного суда, с выводами которого согласился суд округа, не было законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований Общества, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ постановление апелляционного суда от 22.10.2019 г. и постановление окружного суда от 30.01.2020 г. следует отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, а решение суда первой инстанции от 02.08.2019 г. - оставить в силе.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОРЕДЕЛИЛА:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 г. и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 г. по делу № А40-64076/2019 отменить.

Оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2019 г. по тому же делу.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий
Судьи
Г.Г. Попова
И.Л. Грачева
Н.С. Чучунова